Импрессионизм
Моне Впечатление. Восход солнца.
Импрессионизм (от impression – впечатление) – это направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 1860-х годов.
Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Моне Впечатление. Восход солнца. В одной из журнальных статей «импрессионистами» обозвали художников, представленных на выставке 1874 года, для выражения своего пренебрежения. Но импрессионизм прошёл путь от первоначального пренебрежения до всеобщего восхищения. Правда, большинство художников не успели насладиться признанием своего творчества. А некоторые умерли в нищете. В чём же секрет популярности импрессионистов? Почему их картины привлекают внимание даже далёких от искусства людей? Почему картины импрессионистов на аукционах покупают за десятки миллионов долларов? Ответы давать трудно. Ведь у каждого может быть своё мнение.
В советской школе нас учили, что произведение искусства - есть единство содержания и формы. Неплохая схема для рассмотрения существа художественного стиля.
Форма - это то, как художники рисовали. Новаторство в работе с цветом, композицией, передаче света, и пр. А содержание - это выбор тем, отражение духа и настроения своего времени.
Вот об этом мы и поговорим.
Техника.
Импрессионисты не смешивали краски. Использовали контрастные мазки. Смешивание красок приводит к утрате интенсивности цвета, и наоборот, две расположенные яркие краски подчёркивают и усиливают эффект.
Импрессионисты не были первыми, кто использовал этот эффект. Из старых мастеров вспоминают в первую очередь Рубенса. Вдобавок как и импрессионисты, он не использовал чёрный цвет.
Большое внимание художниками уделялось свету. В этом они не были так же первопроходцами.
Вермеер «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
Именно в это время был снова открыт художник Вермеер. Никто из старых мастеров не уделял столько внимание свету, как он.
Большинство современных исследователей считают, что Вермеер использовал какие то специальные приспособления. Камеру-обскуры или что-либо подобное. Предвосхитить открытия сделанные фотографией за несколько столетий до его изобретения, считают невозможным без каких-либо ухищрений.
Надо отметить, что именно это открытие серьёзно повлияло на формирование техники импрессионизма. Как и в фотографии в творчестве импрессионистов свет имеет первостепенное значение.
Фотографы в поисках кадра встречают рассветы и провожают закаты. Именно в это время суток наилучшее освещение, дающее контрастные цвета. Так и художники будут выходить на пленэр (an plein air – на открытом воздухе), чтобы ухватить игру света.
Пленэр не был изобретением импрессионистов. Раньше это практиковали барбизонцы. Возможно, что и на их творчество могло повлиять открытие фотографии (1839 год).
Надо сказать, что техника рисования на пленэре мало популярна среди современных художников. Картин с пейзажами и теперь продаётся множество. Многие хотят повесить картину себе на стену квартиры в коробке многоэтажки современного мегаполиса. Но лично я ни разу не видел художника на открытом воздухе. Они также сидят в этих коробках и перерисовывают фотографии. На пленэрах теперь только одни фотографы. В ХІХ веке технологически осуществить это было очень трудно. Теперь достаточно просто. Но и теперь, чтобы запечатлеть мгновение, найти интересный кадр делается тысяча снимков. Тогда же такой возможности не было. Только острый глаз и хорошая память художника могли помочь воспроизвести это мимолётное мгновение.
Про это не очень любят говорить, но импрессионисты, как и современные художники любили перерисовывать фотографии. Посмотрите, например, на "Голубых танцовщиц" Дега.
А вот что пишут про него исследователи искусствоведы: Его полотна представляют зрителю особую жизнь, показывают непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.
Картина воплощает собой свободную и непринужденную композицию, за которую Дега часто подвергался критике: «обрезанные» ракурсы, предметы и люди приписывались его неумению уложиться в размер картины. Выбирая особый угол зрения, Э. Дега переносил на холст клочок жизни, которому он был никому не видимым свидетелем.
Между тем, автор просто срисовывал свою картину с фото.
Ван Гог, бывало, с фотографий рисовал портреты. Тогда это не считалось зазорным. Импрессионисты не только этого не стыдились, но и подчёркивали эту связь. |
Например, "Балетная школа". Рама картины обрезает фигуру танцовщицы, что создаёт впечатление кадра фотографии. В этих картинах много движения, непосредственности, реальности происходящего. Фотографичности.
Ускользающие, не замечаемые жесты, новый ритм, крупные планы – все это роднит художников импрессионистов и фотографов. Перед ними стоят похожие задачи.
Поймать удачно свет, передать яркие контрастные краски и движение, остановить мгновение, наполненное жизнью. И вызвать этим эмоциональный отклик. То, что называется впечатление (impression).
Не удивительно, что первая важная выставка импрессионистов проходила в мастерской фотографа Надара.
Но влияние на импрессионизм фотографии было не единственным.
В то время стало популярным японское искусство. Считается, что началось это после 1853 года, когда на Всемирной выставке в Париже европейцы открыли для себя изобразительное и прикладное искусство Японии.
Оно произвело сенсацию. Особенное влияние оказали работы таких мастеров, как- Кацусика Хокусай, Хиросигэ и Утамаро.
Неожиданно для себя импрессионисты нашли в гравюрах Хокусая то, что давно искали: декоративность организации плоскости, широкое применение цветового пятна, выразительность силуэта и извивающихся контуров.
Смотрите, как похожи Ирисы Ван Гога и Хокусая.
Известным постимпрессионистом был Тулуз-Лотрек. Говорят, что он поднял плакат до высокого искусства. Не удивительно. В его плакатах чувствуется влияние японских мастеров.
«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден.
Такие же слова можно сказать и про знаменитого японского мастера Хокусая.
Ниже представлена картина Тулуз-Лотрека. Она даже называется Японский Диван.(Диван - это клуб.)
Словом, техника художников импрессионистов использовала новые открытия. Сами импрессионисты открывали новое. Как художественный стиль импрессионизм во многом был новаторским. Интересен он был тогда своим современникам, интересен и теперь. Этот стиль не кажется архаичным.
А теперь поговорим о том, каким было содержание их картин. Что они любили рисовать.
Тэмы.
Про это немного упоминалось в материале Реализм. Именно этот стиль предшествовал импрессионизму. Хоть и представляют импрессионизм, как нечто лёгкое и несерьёзное, но именно он без тенденциозности показывает реальную жизнь города.
Место действия полотен импрессионистов не пейзажи колосящихся полей, как у барбизонцев, а кафе, кабаре, бордели. Если природа, то с пикником. Море –с прогулочными яхтами или лодками. Вино, женщины, танцы- любимые темы и персонажи импрессионистов.
Время романтиков и духовных исканий закончилось. Люди пользуются благами новой индустриальной цивилизации. И всем тем, что может дать городская жизнь.
В своё время была написана известная книга М.Кундеры "Невыносимая лёгкость бытия". Название - оксюморон. Сочетание - несочетаемого. С одной стороны развитие цивилизации решило многие проблемы человечества - голод, эпидемии и пр. Казалось бы, бери и наслаждайся "лёгкостью бытия".
Но - нет. Так, скажем, в субботу и воскресенье можешь испытать нечто подобное, и то изредка. А в понедельник снова наваливается всё с прежней силой. Бывает, что люди радуются своим болезням, потому что они могут вырвать из круговорота повседневности. Ну а как же ощутить эту "лёгкость"?
Творчество импрессионистов может в этом помочь. Сюжеты картин отличает беззаботность, отсутствие проблем, мимолётность, умение жить сегодняшним днём.
Детям это свойственно. Мы взрослые, а в особенности учителя и родители, любим навалить на их плечи груз будущих проблем. Дети говорят - "гуляй пока молодой", а мы им - не теряй времени пока молодой, сейчас ты веселишься, потом плакать будешь. Или - ты всё пела- это дело, так поди же попляши.
А между тем, с возрастом проблемы решаются. А где та лёгкость бытия, от которой мы отказались, заботясь о завтрашнем дне?
Несомненно, что нудеть и напоминать нам взрослым необходимо. Но во всём надо знать меру. А в чём-то не только учить, но и учиться у детей.
Вашему вниманию предлагается небольшой фильм сделанный ученицей. Имеет более 35000 просмотров.
Может и Вам (ученикам) захочется сделать нечто подобное.